ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (работа по теме сомообразования)

https://disk.yandex.ru/i/lqhGBxJOiVx2Iw 

 

 

Организация коррекционно-развивающей работы

 по развитию речи и звукопроизношения у детей.

 

1 Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект).

Коррекция ФД охватывает 1период 1 этапа работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта:

0,5-1 учебный год при дислалии,

1–2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.

2 Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи);

нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФНР.

 Коррекция ФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФНР охватывает 2 период 1 этапа работы. Срок коррекции 0,5–1 учебный год.

3 Недоразвитие речи , затрагивающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФНР.

Коррекция ФФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФФНР охватывает весь 1 этап работы. Срок коррекции 1–1,5 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией сроки продлеваются до 2 лет.

4 Недоразвитие речи, охватывающее лексико-грамматическую сторону речи, обозначают как ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью лексико-грамматической, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ЛГНР. Данное нарушение в чистом виде часто встречается у детей, где русский язык не является родным.

Коррекция ЛГНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ЛГНР охватывает 2 и 3 этап коррекционной работы. Сроки коррекции 0,5–1 учебный год.

5 Недоразвитие речи, охватывающее все вышеперечисленные компоненты, обозначают как ОНР (общее недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма), обусловленное несформированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня, дислексию и/или дисграфию на фоне ОНР 3 уровня, охватывает 1, 2 и 3 этапы работы. Сроки коррекции: 2 учебных года.

Спецификой коррекционной работы при дислексии и дисграфии, обусловленными несформированностью какой-либо стороны речи (ФНР, ФФНР, ЛГНР) или их совокупностью (ОНР 3 уровня), является отработка устно пройденного материала в письменной речи.

 

Индивидуальная работа зависит от тяжести речевого нарушения.

Продолжительность занятий с детьми:

ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН– 1 год

ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю;

ОНР– 2-3 раза в неделю.

Подборка пальчиковых игр для занятий по развитию речи.

 

АПЕЛЬСИН

Очищаем апельсин  (изображаем, как очищаем апельсин)

На тарелке он один («тарелка»  — кисти вместе)

Апельсин я разломлю  (изобразить, как разломим апельсин)

Всех знакомых наделю (развести руки в стороны)

Эту дольку Ване, эту дольку Тане (Движения кистями, как при раздаче долек).

Эту дольку Толе, эту дольку Коле

Ну а что останется (Развести руки в стороны)

только мне достанется  (Кисти к груди).

ИГОЛКА

Вышивает, шьет иголка,

(левая ладонь раскрыта, в правой- «шьет» воображаемая иголка)

Пальцу больно, пальцу колко (взмахнуть указательным пальчиком) 

А наперсток в тот же миг, к девочке на пальчик – прыг!

(обхватить пальцами левой руки указательный палец правой руки)     

Говорит иголке: «Шей! 

(левая ладонь раскрыта, в правой- «шьет» воображаемая иголка)        

А колоться ты не смей!»  (взмахнуть указательным пальчиком)

ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ

Пошли пальчики гулять

А вторые – догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

(Ритмическое касание поверхности стола большими,

указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами).

 БЕЛОЧКА

Сидит белка на тележке,

(Сгибать и разгибать пальцы)

Продает она орешки:

(Соединить большой и указательный пальцы в кольцо)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(Поочерёдно загибать пальцы рук,

начиная с большого пальца)

Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку

(Хлопки в ладони и удары кулачками  попеременно)                      

 МЫШКА И ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка  перчатку нашла  

(раскрываем ладошку,  пальцы растопырены – «перчатка»;

поворачиваем руки то ладонью,  то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив, мышат позвала 

(складываем ладоши «ковшом»,

сгибаем — разгибаем пальцы в «зовущий» жест).

Им корочку хлеба дала покусать 

(кончиком большого пальца поочерёдно стучим

по кончикам остальных пальчиков).

Погладила всех (большим пальцем гладим остальные

скользящим движением от мизинца к указательному)

И отправила спать  

(складываем ладошки и кладём под щёку).

 ВАРЕЖКА

Маша варежку надела

(Пальцы сжаты в кулак, кроме большого)

Ой куда я пальчик дела?

(Загибать и большой пальчик)

Нету пальчика – пропал,

В свой домишко не попал.

(Сложить ладошки домиком)

Маша варежку сняла –

(Изобразить, как снимаем варежку)

Поглядите-ка, нашла!

(Поднять большой палец, остальные сжать в кулак)

 ЯГОДЫ

(Дети слушают стихи и загибают пальчики, считая ягоды,

а затем хлопают в ладоши в конце каждого четверостишья)

Сколько ягод в мире есть?

Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

И крыжовник, и брусника,

А ещё смородина

Чёрная и красная.

Ох, варенье вкусное!

Ягода прекрасная!

Есть малина и черника,

Клюква есть и голубика,

А ещё есть виноград.

Винограду каждый рад!

 КОМПОТ

Будем мы варить компот,       

Фруктов нужно много, вот:

(Левую ладошку сложить «ковшиком»,

указательным пальцем правой руки  «мешать компот»).

Будем яблоки крошить.          

Грушу будем мы рубить.        

Отожмем лимонный сок.

Слив положим и песок

Фруктов заготовим впрок.

(Загибать пальчики по одному).

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варим» и «мешаем»)

 ОВОЩИ

У Лариски — две редиски.            

У Алешки — две картошки.             

У Сережки — сорванца —  два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

(По очереди разгибать пальчики из кулачка

на каждой руке, начиная с большого пальца)

Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.

(Сжимать и разжимать кулачки)

 Снег

Падал снег на порог

(поднять руки и медленно опустить ладони на стол)     

Кот слепил себе пирог 

(прижимая ладонь к ладони «лепить» пирог)

А пока лепил и пек           

Ручейком пирог утек  

(«бежать» пальчиками обеих рук по столу)    

Пирожки себе пеки.         

Не из снега – из муки!

(Попеременно – хлопок в ладони, затем – кулачками)     

 СНЕЖНЫЕ ЗАБАВЫ

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибать пальчики по одному)      

Мы во двор пошли гулять       

(«Идти» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили

(«Лепить» комочек двумя ладонями)          

Птичек крошками кормили

(Крошащие движения всеми пальчиками)    

С горки мы потом катались

(«Вести» указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)                    

А еще в снегу валялись      

(Класть ладошки на стол то внутренней, то тыльной стороной)

Все в снегу домой пришли

(Отряхнуть ладошки друг о друга)

Съели суп

(Движения рукой с воображаемой ложкой)

И спать легли!

(Сложить ладошки вместе и положить под щеку)  

 ПТИЧКИ

Птички полетели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы,

ладошки развести в стороны словно птичьи крылья)

Крыльями махали.

(Махи кистями рук)

На деревья сели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы,

ладошки развести в стороны словно птичьи крылья)

Вместе отдыхали.

(Помахивать ладонями, не разводить сомкнутыми ладонями)

 

 

Игры-упражнения по развитию речевого дыхания

Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?

«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.

«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.

Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.

«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для выработки продолжительно выдоха.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

 

Основные дыхательные упражнения

 

        «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

        «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
        «Сдуть снежинку» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.
        «Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи). Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
        «Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
        «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
        «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
        «Узнай, что это» (развитие обоняния и глубокого вдоха).
На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.
        «Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).
На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
        «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.
        «Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.
        «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
        «Новогодние трубочки-шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
        «Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха). Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.
        «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане» (выработка умения направлять воздушную струю по середине языка)
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

        «Вырастим большими»
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз. 
        «Дровосек»
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе. 
        «Гуси шипят»
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе. 
        «Косарь»
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе. 
        «Пилим дрова»
Упражнение выполняется парами. 
Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе 
        «Паровоз»
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд. 
        «Надуй шар».
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе. 
        «Спускай воздух»
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе. 
        «Подуй на свечку».
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ

«ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»

Взрослый произносит слова, обозначающие предметы или объекты (ворота, ворона, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т.п.). Если они могут летать, ребенок машет руками. Если нет – приседают. По такому же принципу проводиться игра на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты и т.п.). Задуманное обобщение можно выделить среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.

«НАЗОВИ»
Попросите ребенка посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, толстое, длинное, кирпичное и т.п.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

«СДЕЛАЙ ФИГУРУ»

Взрослый выкладывает фигуры из счетных палочек (спичек) – сначала простые (дом, снежинка, елка), затем сложные (ракета). Предложите ребенку сложить точно такую же фигуру. Задание предлагайте в порядке возрастающей сложности:

1. образец остается перед глазами ребенка

2. образец убирается

«ЗАПОМНИ и ПОВТОРИ»

Предложите ребенку запомнить и выполнить ряд последовательных бытовых действий: положите ложку в стакан, карандаши в коробку, налей воду в чашку. Постепенно задания усложняются: кубики положи в деревянную коробку, а мячики убери в пластмассовое ведро, коробку положи на карандаши, а стакан на ложку. Предложите ребенку не только последовательно выполнить действия. Но и рассказать о них.

«ЗАПОМНИ И НАЗОВИ»

Взрослый выставляет на столе 6 – 7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Потом игрушки убираются, а ребенок по памяти их воспроизводит. Эту игру можно провести и по картинкам.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Взрослый выставляет на столе (5) 6 – 7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время взрослый убирает или добавляет 1 – 2 игрушки. Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какие игрушки убрали или добавили.

«АУКЦИОН»
Взрослый предлагает ребенку вспомнить какую мебель (посуду, одежду, транспорт и т.п.) он знает. Взрослый с ребенком по очереди называют друг другу названия, например мебели. Выигрывает тот, кто назовет слово последним.

«НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ»

Попросите ребенка назвать предметы, которые можно катить (переставлять, двигать, бросать, протирать, пилить, красить и т.п.).

«ЗАПОМНИ И НАЙДИ»

Играть можно с карточками от детского лото. Взрослый берет карточки и показывает из них ребенку 5 – 7 картинок. Затем раскладывает все карточки на столе. Задача ребенка: найти все, показанные ему карточки и разложить в порядке предъявления.

Вариант игры: Взрослый выкладывает перед ребенком карточки и называет 5 – 7 картинок. Задача ребенка: вспомнить и выбрать картинки в той последовательности, какую ему предложил взрослый.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Предложите ребенку внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображенных на картинке.

«ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ»

Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина, синий пистолет), а ребенок должен их повторить в заданной последовательности.

Словесно-логическое МЫШЛЕННИЕ – одно из трех видов мышления – характеризуется использованием понятий, суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Другими словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

Родители должны помогать детям осмысливать события и явления, искать их причины следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.

Например, с помощью таких вопросов:

• Почему осенью люди теплее одеваются?

• Почему летом нельзя кататься на лыжах?

• Почему зайца трудно увидеть на снегу?

• Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?

Важно приучать ребенка задумываться над тем, что он видит вокруг, что узнает из рассказов взрослых, мультфильмов, кино. Не торопитесь сразу все объяснять ребенку. Сначала задайте наводящий вопрос, дайте толчок детской мысли и только после этого приступайте к объяснениям.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различное в сходном и общее в различном.

Например, можно спросить:

• Чем различается кукла и девочка (птица и самолет, диван и кровать, чайник и кофейник, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т.п.)?

• Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, стола и кубика, дома и муравейника, голубя и вертолета, лодки и утки, лошади и автомобиля и т.п.)?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений представляют родителям хорошо знаковые детям и любимые ими сказки.

С радостью и интересом ответят дети примерно на такие вопросы:

• Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому ее бабушки?

• Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

• Кто из трех поросят не боялся Волка в своем доме? Почему?

• Можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто вытянул?

• Почему Колобок убежал от всех зверей, а лисе на нос сам прыгнул?

Полезными упражнениями для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа «Кто его раздевает, тот слезы проливает») не несут никакой умственной нагрузки.

А вот такие, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого:

• Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови)

• Кругла гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток)

• Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом и на улицу. (Окно)

• Свернется – с кошку, растянется – с дорожку. (Веревка)

Кроме общеизвестных загадок можно предлагать детям загадки, составленные самими родителями, например:
• Передние лапы короткие, а задние длинные. (Заяц)

• Сам говорит, а других не слышит. (Радио, телевизор)

• Четыре ноги, да не ходит. (Стол)

 

• Носик есть, да не дышит, ручка есть, да не машет. (Чайник)